Новые
подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ.
Опыт работы Открытой
методической площадки дошкольных учреждений города Саянска (МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №25
«Василек» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Журавленок»).
Документы нормативной правовой базы системы ДО
Ø Конвенция ООН о правах ребенка
Ø Конституция Российской Федерации
Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
Ø «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013)
Ø Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях
Основные принципы ФГОС ДО
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Организация воспитательно – образовательного процесса
- Совместная (партнёрская) деятельность педагога с детьми;
- Образовательная деятельность в режимные моменты;
- Организованная образовательная деятельность;
- Самостоятельная деятельность.
Образовательные области
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Основные понятия
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
Предпосылки учебной деятельности, в самом широком значении слова - это различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире.
Занятие
как специально организованная форма обучения
как специально организованная форма обучения
Структура занятия
Тема ……………………………………………………………….
Задачи образовательной области ……………………………..
Методическое обеспечение (демонстрационный
материал)…………………………………………………………
Предшествующая работа (конкретизировать)……………………………………………..
Словарная работа…………………………………………………
I часть
Вводная: Создание проблемной мотивации
Осмысление детьми проблемы в совместной деятельности через систему вопросов
и заданий.
II часть
Основная: Создание ситуации выбора Опора на внутренние
мотивы ребёнка КТО ХОЧЕТ?
Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя
новых знаний, решение возникшего ранее
вопрос проблемного характера. Умение работать в группах.
III часть
Итог занятия: Рефлексия
Подведение итога занятия в эмоциональном
и смысловом аспекте, акцент на
позитивные личностные изменения в ребёнке,
определение результата образовательной деятельности с детьми.
Памятка для воспитателя
по организации занятия с дошкольниками
I часть. Вводная: Создание
проблемной мотивации
Задачи этапа: Постановка перед
детьми проблемы. Включение педагога в решение проблемы «за
детьми», «вместе с детьми», «следуя за ними».
Педагог в совместной деятельности постепенно, через систему вопросов и заданий подводит детей к
осмыслению проблемы, темы занятия. Подведение к самостоятельной
формулировке темы занятия и постановке
проблемы.
Типы мотивации на занятии
«Проблемная мотивация»
(С.Г. Якобсон)
(С.Г. Якобсон)
•тип мотивации – ИГРОВАЯ мотивация
(помощь игрушке)
•Для
детей раннего, младшего возраста
и середины среднего возраста
•типтип мотивации – мотивация ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОМОЩИ
ВЗРОСЛОМУ
•«Помогите, я не могу в этом разобраться?», «А что будет, если я ……»,
«Ребята, помогите
мне понять почему….?»
•тип мотивации – мотивация ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (инициатива детей)
«Кто
хочет?», «Что получится, если я сам сделаю…?»,
«А может мы сделаем?», «Что я узнаю нового?»
II часть. Основная. Создание ситуации выбора
опора на внутренние мотивы ребёнка
Умение работать в группах.
Дети получают начальный опыт выбора в разрешении проблемной ситуации,
обоснование выбора, самостоятельного
(или с помощью педагога). Ситуация выбора задается педагогом.
Возможность выбора детьми
|
III часть. Итог занятия. Рефлексия (использование различных форм рефлексии, открытый
временной конец занятия)
Рефлексия –
совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая
совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого
дошкольника.
Подведение итога занятия в эмоциональном и смысловом
аспекте, акцент на позитивные
личностные изменения в ребёнке (насколько было интересно, полезно,
увлекательно, трудно, чему научились, что нового узнали).
Формы рефлексии:
Закончить фразу: сегодня я узнал…, было интересно узнать…, было трудно
выполнять…, теперь я могу решать…, я научился…, у меня получилось…, я
смог…, я попробую сам…
С помощью вопроса: Что нового узнали? Кому было трудно? Какое задание показалось наиболее
сложным? Что понравилось?
Цветовая (при помощи фишек, звездочек и т.д. «мешочки
знаний», «светофор», «дерево творчества»
Комментариев нет:
Отправить комментарий