среда, 13 мая 2015 г.

          Новые подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ.
       
Опыт работы Открытой методической площадки дошкольных учреждений города Саянска (МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №25 «Василек» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Журавленок»).


Документы нормативной правовой базы системы ДО

Ø Конвенция ООН о правах ребенка
Ø Конституция Российской Федерации
Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
Ø «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013)
Ø Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях


Основные принципы ФГОС ДО


  •  Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  •  Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  •  Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  •  Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  •  Сотрудничество Организации с семьей;
  •  Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  •  Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  •  Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  •  Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Организация воспитательно – образовательного процесса
  •  Совместная (партнёрская) деятельность педагога с детьми;
  •  Образовательная деятельность в режимные моменты;
  •  Организованная образовательная деятельность;
  •  Самостоятельная деятельность.



Образовательные области

  •  Социально-коммуникативное развитие
  •  Познавательное развитие
  •  Речевое развитие
  •  Художественно-эстетическое развитие
  •  Физическое развитие


Основные понятия

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. 
По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
Предпосылки учебной деятельности, в самом широком значении слова - это различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире.



  
Занятие
 как специально организованная форма обучения

Структура занятия

Тема ……………………………………………………………….
Задачи образовательной области ……………………………..
Методическое обеспечение (демонстрационный материал)…………………………………………………………
Предшествующая работа (конкретизировать)……………………………………………..
Словарная работа…………………………………………………
I часть
Вводная: Создание проблемной мотивации 
Осмысление детьми проблемы в совместной деятельности через систему вопросов и заданий.
II часть
Основная: Создание ситуации выбора  Опора на внутренние мотивы ребёнка КТО ХОЧЕТ?
Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний,  решение возникшего ранее вопрос проблемного характера. Умение работать в группах.
III часть
Итог занятия: Рефлексия
Подведение итога занятия в эмоциональном  и смысловом  аспекте, акцент на позитивные личностные изменения в ребёнке,  определение результата образовательной деятельности с   детьми.


Памятка для воспитателя
по организации занятия с дошкольниками

I часть. Вводная:  Создание проблемной мотивации

    Задачи этапа: Постановка перед детьми проблемы. Включение педагога в решение проблемы  «за детьми», «вместе с детьми», «следуя за ними».
Педагог в совместной деятельности постепенно, через систему  вопросов и заданий подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Подведение к самостоятельной формулировке  темы занятия и постановке проблемы.


Типы мотивации на занятии
«Проблемная мотивация»
(С.Г. Якобсон)

тип мотивации ИГРОВАЯ  мотивация  (помощь игрушке)
Для  детей  раннего, младшего возраста и середины среднего возраста 

типтип мотивации – мотивация ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ
«Помогите, я не могу  в этом разобраться?»,  «А что будет, если я ……»,
 «Ребята, помогите мне понять почему….?»

тип мотивации – мотивация ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ  (инициатива детей)
 «Кто хочет?», «Что получится, если я сам сделаю…?», 
 «А может мы сделаем?», «Что я узнаю нового?» 

II часть.   Основная. Создание ситуации выбора
опора на внутренние мотивы ребёнка
Умение работать в группах.
Дети получают начальный опыт выбора в разрешении проблемной ситуации, обоснование выбора, самостоятельного  (или с помощью педагога). Ситуация выбора задается педагогом.
Возможность выбора детьми

 



III часть.  Итог занятия.  Рефлексия (использование различных форм рефлексии, открытый временной конец занятия)

Рефлексия –  совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Подведение итога занятия в эмоциональном  и смысловом  аспекте,  акцент на позитивные личностные изменения в ребёнке (насколько было интересно, полезно, увлекательно, трудно, чему научились, что нового узнали).

Формы рефлексии:
Закончить фразу: сегодня я узнал…, было интересно узнать…, было трудно  выполнять…, теперь я могу решать…, я научился…, у меня получилось…, я смог…, я попробую сам…

С помощью вопроса:  Что нового узнали? Кому было трудно? Какое задание показалось наиболее сложным? Что понравилось?

Цветовая  (при помощи фишек, звездочек и т.д. «мешочки знаний», «светофор», «дерево творчества»




Комментариев нет:

Отправить комментарий