вторник, 24 марта 2015 г.

 В блокнот педагогу!

Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственно­сти нельзя обучить. Ответственности научают­ся только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приоб­ретать автономность.
Дети тысячи раз в день в самых разнообраз­ных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Ка­кую рубашку мне надеть?», «Каким цветом ри­совать небо?» и т. д.

Как быть...
Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.
Вот уж где простор для педагогической самореализации - понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается - во­прос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку — значит подавить креативность ребенка, структу­рировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе – «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».
Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без по­сторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты дей­ствий, которые не пришли бы на ум взрослому.
(по материалам Л.В. Свирской)

Комментариев нет:

Отправить комментарий