четверг, 19 ноября 2015 г.



      «Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд. Преодоление себя. Словом, игра – это целый мир... И руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых».

       А.С. Спиваковская 

       В игре образом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно».
      И.Ю. Кулагина



«Сегодня я Кибер!»

            Ситуация:    «Я Кибер!» - кричит четырехлетний Павлик и движется на сбившихся в группу девчонок, оживленно рассматривающих разноцветный листик. «Павлик, не толкайся!» Но «Кибер» будто не слышит, он толкает Натку, которая ближе всех, та падает. Остальные девочки с криком убегают. Павлик пытается их догнать и толкнуть. «Павлик, почему ты толкаешь девочек? – спрашивает воспитательница. – Разве так можно?» - «Можно, вчера в кино Кибер – он там самый главный – всех убил и победил! а сейчас я Кибер...»         Комментарий.    Ученые сегодня наблюдают удивительные изменения детских игр, которые становятся все более «взрослыми», натуралистичными, недетскими. Дети в игре подражают героям кино и компьютерных игр. Такова реальность. Что мы можем ей противопоставить и нужно ли вообще противопоставлять?     Следует отметить, что сегодня детскую игру «подталкивают» к агрессивности и некоторые игрушки. Они становятся все более натуралистичными (посмотрите, например, на некоторые куклы, роботов). Атрибутика так называемой «взрослой жизни» тоже все более вливается в мир детский. Например, некоторые детские персонажи даже в мультфильмах общаются между собой совсем не по-детски.  Нельзя оградить ребенка от реальности, нельзя не выпустить во двор, невозможно перессориться со всеми родителями «плохих» детей. Но можно постепенно учить ребенка быть психологически устойчивым, не «всеядным». И это тоже происходит в игре.      В доме, где растет малыш, обязательно должны быть «добрые» игрушки – с приятными лицами («мордочками»). Пусть, например, добрая лисичка поухаживает за своими лисятами. Пусть и волк проявит заботу о лисичке.     А родителям в поведении «кибера» можно отыскать и добрые намерения, если сильно потрудиться. Попробуйте спросить у ребенка, почему «кибер» такой? Добрый он или злой? Если он добрый, то почему он мешает другим ребятам играть? А если злой, то рано или поздно от него отвернутся все дети, и не только в игре.   Иными словами, современность требует разборчивости прежде всего от взрослых, чтобы они могли определять, где есть польза для ребенка.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий