«Для ребенка игра не всегда милая забава,
часто это труд. Преодоление себя. Словом, игра – это целый мир... И руководство
детской игрой – серьезная проблема для взрослых».
В игре образом служат не моральные нормы
или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует
ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому
первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по
игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.
Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ
начинает регулировать поведение ребенка непосредственно».
«Сегодня я Кибер!»
Ситуация: «Я Кибер!» - кричит четырехлетний Павлик и движется на
сбившихся в группу девчонок, оживленно рассматривающих разноцветный листик.
«Павлик, не толкайся!» Но «Кибер» будто не слышит, он толкает Натку, которая
ближе всех, та падает. Остальные девочки с криком убегают. Павлик пытается их
догнать и толкнуть. «Павлик, почему ты толкаешь девочек? – спрашивает
воспитательница. – Разве так можно?» - «Можно, вчера в кино Кибер – он там
самый главный – всех убил и победил! а сейчас я Кибер...» Комментарий. Ученые сегодня наблюдают удивительные изменения
детских игр, которые становятся все более «взрослыми», натуралистичными,
недетскими. Дети в игре подражают героям кино и компьютерных игр. Такова
реальность. Что мы можем ей противопоставить и нужно ли вообще противопоставлять? Следует отметить, что сегодня детскую
игру «подталкивают» к агрессивности и некоторые игрушки. Они становятся все
более натуралистичными (посмотрите, например, на некоторые куклы, роботов).
Атрибутика так называемой «взрослой жизни» тоже все более вливается в мир
детский. Например, некоторые детские персонажи даже в мультфильмах общаются
между собой совсем не по-детски. Нельзя оградить ребенка от реальности,
нельзя не выпустить во двор, невозможно перессориться со всеми родителями
«плохих» детей. Но можно постепенно учить ребенка быть психологически
устойчивым, не «всеядным». И это тоже происходит в игре. В доме, где растет малыш, обязательно
должны быть «добрые» игрушки – с приятными лицами («мордочками»). Пусть,
например, добрая лисичка поухаживает за своими лисятами. Пусть и волк проявит
заботу о лисичке. А родителям в поведении «кибера» можно
отыскать и добрые намерения, если сильно потрудиться. Попробуйте спросить у
ребенка, почему «кибер» такой? Добрый он или злой? Если он добрый, то почему он
мешает другим ребятам играть? А если злой, то рано или поздно от него
отвернутся все дети, и не только в игре. Иными словами, современность требует
разборчивости прежде всего от взрослых, чтобы они могли определять, где есть
польза для ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий