четверг, 26 апреля 2018 г.

Олиярник Галина Васильевна, воспитатель 
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 «Улыбка»

"Настоящие друзья придут на помощь всегда"

Меня, как педагога, всегда волновала проблема жестокости среди детей. Ребёнок в современном обществе является свидетелем проявления формализма, равнодушия и чёрствости по отношению взрослых людей к окружающим, а подчас и по отношению к близким. Существует ряд причин, такого поведения дошкольников среди которых многочисленные социальные проблемы, плюс издержки воспитания детей в семье, гиперопека. В то же время чёрствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям сверстников, родителей, часто связаны не с особой чёрствостью в характере самого ребёнка, а с отсутствием опыта сопереживания. А сопереживание, сочувствие, сострадание, сорадость,  это не что иное, как проявление эмпатии.

Проблема развития эмоциональной эмпатии изучалась многими авторами (Э.Б. Абдулин, Т. П. Гаврилова, Л. Н.  Джрназян, И.М.  Юсупов и др.). Ими установлено, что эмоционально чувствительные дети гораздо легче включаются в процесс социализации, они успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности ребёнка. Работы о возрастных особенностях развития эмпатии (Л.С. Выготский, Г.А. Урунтаева А. В.Запорожец, Я. З.Неверович, Т.П.Гаврилова и др.) убедительно показывают, что развитие эмоциональной эмпатии детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в воспитании и развитии умения сопереживать, чувствовать в душе ближнего потребность в человеческом сочувствии.
Таким образом, актуальность и новизна темы определяется:
·     усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения детей явления, как эмоциональная эмпатия;
· недостаточностью разработки проблемы воспитания эмоциональной эмпатии в дошкольном возрасте;
·    состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии как общечеловеческой ценности.
Проведённая работа по подбору и систематизации музыкально-художественного материала,  разработке календарно-тематический план, в котором задачи на проявление эмоциональной эмпатии формируются по следующим направлениям:
·        к людям «особого возраста»;
·        к самому дорогому человеку – матери;
·        к взрослым и детям, имеющих ОВЗ, инвалидам;
·        к животным;
·        к игрушкам;
·        к литературным персонажам,
привела к необходимости создания цикла музыкальных занятий, направленных на развитие эмоциональной эмпатии детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе: сочувствуем, понимаем, переживаем».
Цель данной методической разработки: создание       условий для развития эмоциональной эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования музыкальными руководителями, педагогами ДОУ методических рекомендаций, календарно-тематического плана и цикла интегрированных музыкальных занятий «Мы вместе: сочувствуем,  переживаем, понимаем» с целью развития эмоциональной эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Одно из таких занятий хочу представить вашему вниманию - «Настоящие друзья придут на помощь всегда».

Авторская методическая разработка НОД "Настоящие друзья придут на помощь всегда"

Комментариев нет:

Отправить комментарий