понедельник, 24 апреля 2017 г.

ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ

«Использование родителями  коррекционно - развивающих упражнений    для  устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
     Глушак Надежда Анатольевна, учитель-логопед МДОУ №21 «Брусничка», представляет работу, посвященную одной из  актуальных проблем современного образования -  повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанное пособие имеет ярко выраженную практическую направленность и может использоваться как родителями, так и воспитателями, работающими в группах компенсирующей направленности. Форма пособия удачно сочетает в себе универсальность и привлекательность для детей и родителей.
 Педагогическая идея – предоставить родителям практический материал в удобной для них форме (на электронном носителе) для совершенствования  речевых навыков детей, имеющих тяжелые нарушения в речи.
 Цель  работы: Оказание консультативной и практической помощи  родителям детей, имеющих  тяжёлые речевые нарушения.  
Задачи:
Ø Предоставить родителям  практический материал в удобной для них форме (на электронном носителе), который поможет им организовать  индивидуальную работу с ребенком по коррекции речевых нарушений;
Ø Организовать совместную работу учителя-логопеда и родителей по индивидуальному сопровождению речевого развития детей.
Актуальность методической разработки
В настоящее время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодное обследование детей в возрасте 4-5  лет  показывает, что большое количество детей этого возраста нуждается в коррекционно-логопедической помощи: наиболее распространённое нарушение – задержка  психоречевого развития и ОНР. Результаты психолого-логопедической диагностики ежегодно показывают, что у детей, как правило, нарушены не просто звукопроизношение, а также механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, кроме этого бывает, снижен уровень речевой активности. Все это способствует возникновению стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости, что влияет не только на  проявление речевой, но и личностной активности и приводит к  ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности.
      Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.  В связи с этим комплексная коррекционно-образовательная работа по преодолению системной речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности  и создаёт необходимость в совершенствовании приёмов и упражнений, направленных  на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием. Это особенно важно, когда нагрузки на детей  растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
     Эффективность работы  по коррекции речевых нарушений, проводимая учителем-логопедом, увеличивается, если она проводится совместно с воспитателем и родителями ребенка.  Но как научить родителей работать с таким ребенком?  Одних только очных тренингов с родителями, которые в практике работы ДОУ, как правило,  проводятся в вечернее время, после работы родителей, бывает недостаточно. Работа в тетрадях, которую ведут родители с детьми дома, также бывает недостаточной, так как чаще всего при таких занятиях отрабатывается  один звук или группа сходных звуков. 
      Актуальность  представленных коррекционно-развивающих упражнений, представленных в пособии для родителей «Играем со звуками» обусловлена практической значимостью для родителей, которая состоит в том, что разработанные коррекционно-развивающие упражнения  способствуют оптимальному развитию всех сторон речи и психических процессов, тесно связанных с ней и их  можно использовать в массовой педагогической и семейной практике.
     Опираясь на свой опыт и современные педагогические исследования, могу сказать, что очень эффективно  для проведения коррекционной работы использование  информационных технологий, так как  это даёт  возможность пересмотреть  свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, избежать рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий.  Кроме этого данная форма работы интересна и детям, которые воспринимают информацию с электронных носителей  с большим интересом.
        Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их  возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Наглядные  опоры  помогают  коррекции и развитию  основных познавательных процессов у детей: внимания, памяти и мышления. Теперь используемые ранее упражнения  положены на компьютерную основу, что  позволяет учителю-логопеду и родителям  повысить эффективность образовательного процесса путем создания интересных  коррекционно-развивающих упражнений.

Инновационность методической разработки.
       Суть предлагаемых упражнений заключается в формировании правильных речевых рефлексов в более скоростном, чем  в обычном традиционном  режиме. С одной стороны, это эффективный речевой тренинг, который устраняет фонетическое недоразвитие детей, с другой стороны, материал составлен таким образом, что способствует обогащению лексического запаса. Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми, и способствуют развитию психических процессов (Внимание, память, мышление). Выполнение практических  заданий  может  осуществляться  в индивидуальном темпе в зависимости от психотипа воспитанника, что тоже удобно для родителей.  Упражнения могут быть разного уровня сложности,  с учетом психофизических особенностей воспитанников, (наглядный материал можно упрощать или усложнять), а так же распечатать в бумажном варианте  (для самостоятельной работы ребенка без участия родителей).
  Тематика и содержание методической разработки  соответствует реализуемой адаптивной  основной образовательной  программе  для детей с нарушением речи (с 5 до 7 лет).
       Разработанные коррекционно - развивающие  упражнения обеспечивают  многократное повторение одного и того же речевого материала в пределах одной лексической темы, что способствует формированию правильных речевых рефлексов, автоматизации звуков.
Использование их в работе позволяет систематически тренировать и совершенствовать определенные навыки (произносительные, навыки словообразования, навык построения предложений) и закреплять изучаемый материал  как под руководством  учителя-логопеда или воспитателя, а также под руководством родителей  или самостоятельно.
     Достижению положительного результата способствует:
Ø максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком (изучаемый звук буквально в каждом слове упражнения) при отсутствии оппозиционных (смешиваемых) звуков;
Ø рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков;
Ø речевые упражнения  носят занимательный игровой характер и повышают мотивацию детей;
Ø развивается речевая сноровка детей, активизируются все компоненты речевой деятельности.
Дети становятся активными участниками занятия. Совместная работа ребенка и родителя  ставит детей в ситуацию необходимости вербального общения, открывает возможности для создания проблемных ситуаций, способствующих проявлению речевой активности детей логопатов, что  позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность.
        Речевые упражнения  можно использовать  на протяжении нескольких занятий, их  выполнение может  осуществляться  в индивидуальном темпе,  с учетом психофизических особенностей воспитанников, (материал можно упрощать или усложнять), что  позволяет создать условия  для преодоления у воспитанников чувства неуверенности в себе, добиться снятия страха и сформировать у них мотивацию к процессу обучения, к общению.  Такой подход способствует  успешному решению образовательных задач.    
       Система коррекционно-развивающей работы в  группах компенсирующей направленности для детей с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет  предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее развитие и способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания, медицинских работников ДОУ, воспитателей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Однако проводимая в детском саду комплексная работа по коррекции речи требует такого же продолжения и дома, и родителям нужно практически помогать в осуществлении данной деятельности.
       В своей работе я активно использую  интернет - ресурсы, электронную почту.  Отправляю воспитанникам задания, как для совместной, так и для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать сад и участвовать в образовательной деятельности ДОУ, благодаря чему родители становятся активными участниками образовательного процесса воспитания и обучения детей. Активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов, росту заинтересованности родителей в успехе коррекционной работы. Такая форма взаимосвязи помогает родителям глубже проникнуть в суть проблем, которые возникли у его ребенка, адекватно оценить их и вовремя начать работу по коррекции.
      Наблюдения и опыт показывают, что коррекция речевой недостаточности, повышение познавательной активности дошкольников возможна только при совместном взаимодействии взрослого и ребёнка.          Представленные речевые упражнения, могут быть использованы в массовой педагогической и семейной практике. С одной стороны, это эффективный речевой тренинг, который устраняет фонетическое недоразвитие детей. С другой стороны, материал составлен таким образом, что способствует успешной компенсации недоразвития фонематического слуха, обогащению лексического запаса, развивает чувство ритма и рифмы, обогащает вербальную память, способствует развитию мыслительных процессов и обеспечивает речевую сноровку у детей.
      Использование коррекционно-развивающих упражнений позволит систематически тренировать и совершенствовать определенные навыки (произносительные, навыки словообразования, навык построения предложений) и способствовать формированию правильных речевых рефлексов и психических процессов, тесно связанных с ней.

  Практическое пособие"Играем со звуками"

Комментариев нет:

Отправить комментарий