Сегодня, 3 марта 2016г., в МДОУ №22 "Солнышко" для педагогов дошкольного образования был проведен практико-ориентированный семинар по теме: «Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях введения ФГОС в ДОУ".
В ходе работы семинара, вниманию педагогов был предложен мастер-класс по детскому экспериментированию, который провела молодой педагог, Симеонова Малина Николова.
Материалы семинара:
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Характеристика этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста
с позиций личностного развития ребёнка.
- Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
- Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
- Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
- Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретённые) способы действий.
- Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями должен быть разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ.
Мифы об исследовательской деятельности:
1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
2. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.
5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
6. Главный результат такой работы – победа на конференции.
7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий